Новости

01 февраля 2012

СЕНСАЦИЯ ГОДА

СЕНСАЦИЯ ГОДА. Только самый ленивый политолог не трубит сейчас о реставрации диктатуры в России. Но еще в 2000 г…

© Викорук А. В., 2010

СЧАСТЬЕ ЖИЗНИ

 На основе знания существенных свойств живых структур решаются проблемы смысла жизни человека, происхождения нравственности.

 

Думается, что, коротая долгие годы своего пребывания на необитаемом острове, в тихие вечерние минуты, отложив бесконечные дела и наблюдая быстротекущие краски тропического заката, Робинзон Крузо не раз задумывался над смыслом жизни человека и о сущности добра и зла.

Робинзон, наверное, был достаточно образован для своего времени, и, может быть, он помнил мысль Аристотеля о том, что счастье заключено в досуге, а Сократ восхвалял досуг как драгоценнейшее достояние. Взирая на обломки корабля, торчащие над волнами бескрайнего океана, и дрожа от страха за свою жизнь, Робинзон, скорее всего, еду почитал самым драгоценным достоянием, не говоря уже о случайном появлении корабля, который мог бы спасти его от верной гибели на берегу безлюдной суши.

Все последующие дни на пустынном острове Робинзон посвятил добыванию пропитания и созданию жилища, которое спасало бы его от буйства стихии и возможного нападения хищников.

Годы упорного ежедневного труда принесли свои плоды. Робинзон стал возделывать поля злаков, обзавелся стадом коз, даже приручил попугая и научил его говорить. Теперь Робинзон мог бы насладиться покоем и подумать о чудесном свойстве досуга.

Но думается, Робинзон охотнее поменял бы говорящего попугая на говорящую женщину. В планы Даниеля Дефо это, видимо, не входило. Наверное, он посчитал, что спасение во время кораблекрушения еще и женщины - слишком невероятно. Надо полагать, что современные писатели одарили бы Робинзона подругой и вдоволь бы порезвились на эту тему. А реальный Робинзон, конечно, без рассуждений бы согласился с Зигмундом Фрейдом о том, что сексуальные потребности, связанные с процессом воспроизводства потомства, - наиважнейший фактор счастья.

Теперь представим такую картину. За вечерним столом сидят Робинзон и Пятница. Очаровательная подруга Робинзона в юбке и топе из козлиной кожи подает им приятный напиток, а вокруг резвятся загорелые, веселые девочки и мальчики, напоминающие своими мордашками Робинзона и его возлюбленную. Попивая хмельной напиток, Робинзон назидательно объясняет довольному Пятнице, что главнейшие составляющие счастья - это благополучный дом, наполненный едой, напитками, одеяниями на всякую погоду, и  к этому - работящая и веселая жена и куча здоровых детишек.

А мы, в свою очередь, добавили бы, что современная наука упорно работает над тайнами живой природы. И к настоящему времени имеется две лидирующие научные школы, которые претендуют на окончательную истину в определении существенных свойств живой природы. Одна из них развивает свои взгляды на это явление с позиций теории диссипативных (теряющих энергию) структур (энтропийный подход), вторая – с позиций теории эволюционного катализа (биологический подход).

Теорию энтропийного подхода обосновал бельгийский ученый Илья Пригожин, а основы теории эволюционного катализа разрабатывает доктор химических наук, профессор МГУ А. П. Руденко, который утверждает, что он открыл явление саморазвития самоорганизации элементарных открытых каталитических систем в эволюционном катализе.

Поскольку Робинзон и Пятница вряд ли поняли бы доводы и рассуждения Пригожина и Руденко, то мы можем добавить, что энтропийная характеристика относится к вероятностным характеристикам, и поэтому страдает малой информативностью и для правильного применения требует тщательного анализа области использования. И вряд ли она пригодна для выяснения источников счастья человека.  А вот подход Руденко более продуктивен, поскольку он детальнее отражает свойства процессов, происходящих в живых структурах.

Именно такой подход свидетельствует о том, что жизнь любой твари невозможен без потребления питательных веществ и энергии. Очевидно также, что живые существа есть самовоспроизводящиеся структуры, которые воспроизводятся благодаря существованию генетических объектов. Эти объекты контролируют синтез живых существ. Ничто живое на Земле не может появиться без участия генетических объектов и развивается до поры обретения способности к размножению. А затем опять следует новый этап самокопирования, после передачи с зародышевой клеткой генетических объектов.

Таким образом, мы можем определить первые два фундаментальные свойства живых объектов. Они должны потреблять материальные ресурсы и обладать способность с помощью генетических объектов производить подобных себе.

Что же подвигает Робинзона и Пятницу к потреблению питательных веществ и обзаведению детьми, а с ними и других живущих на земле существ? Если взять простейшие вирусы, которые представляют собой комплексы молекул, то молекулы вирусов размножаются, вступая во взаимодействия с подходящими для этого молекулами и молекулярными комплексами. Все эти взаимодействия определяются их физико-химическим свойствам.

Многоклеточные существа тоже управляются молекулами. У животных управляющие системы вырабатывают гормоны, которые и активизируют необходимые действия организма. Чувство голода появляется под действием определенных веществ. Гормоны управляют процессом поиска партнеров для размножения. У животных и человека имеются две основные управляющие системы: гормональная и нервная.

В давние времена человек, наблюдая за поведением животных, подметил, что с насыщением теряется потребность в еде, то же относится ко сну и отдыху, потребности в одежде. А чрезмерное потребление пищи и других благ приводит к пресыщению и в некоторых случаях вызывает болезни. Это означает, что данная потребность имеет свою оптимальную зону. Нехватка пищи повышает ценность фактора питания, а чрезмерный избыток влечет негативные чувства. То же относится и к потребности в обзаведении потомством.

Заметим попутно, что данные действия управляющих систем мы воспринимаем в виде инстинктов. Инстинкта потребления пищи и создания оптимальных условий жизни и инстинкта размножения. Но жизнь не ограничивается этими двумя инстинктами.

Если бы Робинзон и Пятница не знали бы никаких забот в утолении голода и жажды и были бы они окружены многодетными семьями, то не было бы более несчастных людей. Так утверждает Артур Шопенгауэр. Он был уверен в том, что изнурительная борьба за средства существования лишает человека подлинного наслаждения жизнью, а полное материальное благополучие порождает страшного врага - скуку. Человек, полагал Шопенгауэр, «огражденный от нужды, оказывается на другом полюсе человеческого зла - в объятиях скуки, которая так его мучает, что он был бы гораздо счастливее, если бы нужда заставляла бы его работать». Здесь следует сказать, что «истязали» бы человек все те же управляющие системы, которые «согласны» на покой лишь на короткие промежутки времени, а затем снова берутся за свое и начинают воздействовать на человека, призывая его к новым свершениям.

Ни одному живому существу не грозит изобилие в пропитании и спокойной жизни. Постоянно существуют фактор дефицита питательных веществ и факторы разрушения, то есть смерти. Именно поэтому Робинзон не стал надеяться на случайные находки съедобных фруктов или поимку рыбы, а обзавелся обширным огородом, стадом коз. Подумал он и о возможном нападении кровожадных папуасов или морских пиратов и соорудил надежное убежище, способное укрыть его от любых врагов.

Так и любое другое живое существо постоянно находится в поиске пропитания и всегда отслеживает появление любой опасности. Для этого нужна система восприятия всевозможных внешних и внутренних воздействий. Например, на оболочке любой клетки есть тысячи рецепторов, которые реагируют на появления разнообразных молекул и передают сигналы внутрь клетки для выработки ответной реакции.

Сложноорганизованные животные обладают различными органами чувств, которые сигнализируют о появлении всевозможных объектов. Далее мозг по набору признаков различает полезные объекты и вредные, умеет он также исследовать неизвестные доселе объекты. Цель такого исследования - определение пригодности нового объекта для питания или улучшения условий жизни или выявления у него опасных для жизни признаков. Это следующее наиважнейшее свойство живых объектов: свойство познания. Оно приобретено живыми существами в процессе эволюции. Мы его воспринимаем как инстинкт познания.

Особенно активным инстинктом познания обладают дети, потому что именно в детском возрасте надо как можно больше получить представлений о богатстве мира, который изобилует как полезными и вкусными вещами, так и разными неприятностями. Именно инстинкт познания заставил Робинзона незамедлительно после появления на острове заняться его исследованием  вдоль и поперек. Этот инстинкт помог Робинзону научиться добывать огонь, сооружать различные приспособления для охоты, возделывания огорода и других многочисленных надобностей в большом хозяйстве.

Познанием тоже управляют гормоны активности. Причем характер изменения ценности этого фактора по-другому зависит от степени его реализации. Хорошо знакомые предметы и явления теряют для нас свою ценность. Вещи, находящиеся за границами нашего восприятия, не имеют никакой ценности. Но стоит нам обнаружить наличие незнакомого объекта, как возникает ценность его познания. Максимальной она становится в момент обретения полной ясности о свойствах этого объекта и выяснения всей степени его «добра и зла». Оценки полезных объектов находятся в положительной области кривой, похожей на колокол, - в области «добра», а опасные явления располагаются в отрицательной области «зла», которая является зеркальным отражением положительной кривой.

Характер зависимости ценностей фактора познания имеет принципиальное отличие от кривой изменений ценностей других инстинктов. Когда все другие инстинкты удовлетворены - они не имеют ценности. А ценность познания в момент открытия нового - максимальна, и чувство познания не имеет насыщения, поэтому нас манит все новое и неизведанное. Инстинкт познания порождает науки, искусства, все то, что услаждает человека, когда он свободен от добывания средств к существованию.

Теперь мы можем согласиться с философами, которые считают досуг самым ценным достояние человека. Шопенгауэр относил к «основным физиологическим способностям» «удовольствия чувствительности: они заключаются в созерцании, мышлении, занятии поэзией, изобретении, философствовании...». Человек, одаренный свойствами духовной жизни, по убеждению Шопенгауэра, «в себе самом носит источник благороднейших наслаждений».

Источник радости познания доступен всем, не только высоколобым ученым, утонченным поэтам и художникам. В любой области жизни есть много интересного и полезного. Не секрет, что любознательные, увлеченные чем-либо люди ведут более активную жизнь, у них больше радостей и живут они дольше.

Но это не последнее свойство жизни. Однажды Робинзон, прогуливаясь по берегу своего острова, обнаружил следы босых человеческих ног. Он испытал не радость открытия, а сильнейший ужас, потому что эти следы он связал с появлением злых папуасов, которые питали пристрастие к людоедству. Мы только что говорили о том, что познание разделяет все объекты на полезные и опасные. Если полезные объекты живое существо желает употребить себе во благо - чем занимается инстинкт питания, - то от вредных объектов следует избавляться. Этим занят инстинкт сохранения жизни.

Гегель утверждал, что человек унаследовал от животных вслед за потребностью в пище и непреодолимую волю к сохранению жизни. Сохранение жизни - это четвертое свойство живых структур. Вирус сохраняет свой генетический код, используя защитную белковую оболочку. Животные в ходе эволюции приобрели различные защитные функции и органы. Например, от чужеродных веществ и организмов защищает иммунная система. Все защитные приспособления выполняют функцию сохранения организма от разрушения и преждевременной гибели. Причем, защита не сводится только к самосохранению. Чувство сохранения жизни животные и человек переносят на свое потомство, на подобных себе особей и на существ, которые каким-либо образом входят в сферу их жизни. Например, для человека это могут быть собаки, аквариумные рыбки, комнатные и садовые цветы.

Если бы Робинзон суммировал бы все мысли философов об основных свойствах жизни от Эпикура до Фрэнсиса Мураками, то поведал бы Пятнице, что все фундаментальные свойства живых существ ограничиваются четырьмя, которые были нами перечислены. Но можно ли предъявить какие-то соображения, которые доказывали бы, что указанный список свойств окончательный и расширению не подлежит? Если исходить из представлений о живых системах, которые раскрывает теория эволюционного катализа, то круг свойств можно ограничить. Каждая живая система должна потреблять материальные ресурсы и энергию, самовоспроизводиться, познавать окружающую среду и сохранять от разрушения себя и себе подобных. Это обязательные условия процветания живых систем.

Это обязательные условия существования не только всех живых организмов, но и любых сообществ организмов, которые представлены человеческими сообществами и другими сообществами, например, муравьев, пчел.

- Путь к счастью открыт! - воскликнул бы Робинзон. - Это и определяет смысл жизни человек. - И нравоучительно добавил бы к этому, что наука не избавляет от проблем, а лишь показывает путь к их решению.

Итак, нам известны основные действия, которые должные выполнять все живые существа. И существуют управляющие системы, которые поощряют исполнение этих действий положительными эмоциями и наказывают отрицательными эмоциями при игнорировании этих действий. Теперь понятно, почему наш Робинзон считает себя счастливым человеком. Он обеспечил себя изобилием пропитания, соорудил вполне сносное жилье. С нашей помощью обзавелся любимой женщиной и кучей детишек. Обеспечил относительную безопасность существования своей семьи. Наконец, он разобрался в секретах благополучного существования человека, и у него есть благодарные слушатели в лице Пятницы и детей, с которыми он может поделить своими открытиями. Поэтому Робинзон чаще всего находится в области положительных эмоций, он ощущает, что живет наполненной смыслом и радостью жизнью. В строгом следовании четырем условиям жизни и состоит смысл жизни человека.

Исходя их основных свойств живых систем, Робинзону уже не составило бы труда определить причины происхождения морали и нравственных ценностей. Поскольку одно из главных свойств жизни касается разделения всех событий и объектов на благоприятные и вредные, то основная забота для любого живого существа - разделять эти объекты и явления на положительные ценности и отрицательные. Сознание человека воспринимает мир в виде понятий и образов, поэтому положительные ценности он относит в область добра, а отрицательные ценности - в область зла.

На тему споров о добре и зле Энгельс писал следующее: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому». Классики марксизма полагали, что решение проблемы лежит на пути уничтожения эксплуатации и социального неравенства.

В реальности выяснение нравственных ценностей есть вечный процесс познания человеком Вселенной Добра и Зла. Человек познает окружающий мир и определяет ценность любого объекта или явления с точки зрения влияния их на жизнь человека и биосферы. От степени познания свойств какого-либо объекта зависит и его оценка, и способ его использования человеком. Это касается даже самых необходимых для человека вещей. Например, без пищи человек не может жить, но переедание грозит серьезными неприятностями. Или сексуальные отношения. Без них невозможно продолжение человеческого рода, но всякого рода отклонения и извращения ведут к серьезным недугам и прочим неприятностям.

То же относится и к общественным отношениям. Человек должен судить о ценности тех или иных форм общественных отношений не только по тому, какой эффект они дают лично ему, но и как эти отношения сказываются на обществе в целом. Во времена рабовладения полагалось, что богатство человека и общества определяется количеством рабов. Но исторический опыт показал, что более эффективно развивается общество, построенное на демократических принципах, когда все члены общества имеют равные права.

Влияют на ценность явления и способы его применения. Так, к примеру, познание - неиссякаемый источник положительных эмоций, но всем известно, что рутинная, казенная система обучения в школе большинству учеников доставляет массу мучений и навсегда отбивает у многих желание учиться.

Не контролируемое моралью познание таит в себе и смертельную опасность. Именно наука привела к созданию оружия массового уничтожения людей. Поэтому не случайно в Ветхом завете говорится о Древе познания Добра и Зла. И символично, что человек, вкусивший плоды с Древа познания, был изгнан богом из рая. 

Человек, одаренный природой разумом, обречен на познание Вселенной Добра и Зла. В его руках магический «скальпель» знаний может спасти жизнь на планете и наполнить ее счастьем или погубить навечно. Овладев разумом, человек познал, что жизнь имеет высшую ценность и что человек несет ответственность не только за жизнь человеческого сообщества, но и за существование всего многообразного мира жизни на Земле.

Подобно Робинзону, 3,5 млрд. лет назад на «необитаемом острове» Земля появилась жизнь. На ее пути было много тяжких испытаний. Но если до сих пор жизнь не исчезла, то это означает, что добро жизни преобладает над злом смерти.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz