Новости

01 февраля 2012

СЕНСАЦИЯ ГОДА

СЕНСАЦИЯ ГОДА. Только самый ленивый политолог не трубит сейчас о реставрации диктатуры в России. Но еще в 2000 г…

© Викорук А. В., 2010

ЕСТЬ ЛИ СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ

Государство российское пребывает в глубоком кризисе, коррупция бесчинствует, но действовать можно и необходимо. Для этого надо ясно понимать причины кризиса, пути выхода из него и возможные последствия, если не предпринимать никаких позитивных действий.
Даже простейшее сравнение существующих в настоящее время государств позволяет сделать предварительные выводы. Есть государства с высокоразвитой, наукоемкой экономикой, с большой продолжительностью жизни и высоким уровнем обеспечения населения. И есть государства с примитивной экономикой, нищим населением. К первым относятся государства с демократической системой власти. Ко вторым - государства с разными формами авторитарной власти. Мало того. Полезно сравнить государства, волею исторических процессов разделенные на части и имеющие противоположные системы власти: демократические и авторитарные. Южная и северная Кореи, бывшие ФРГ и ГДР. Можно сравнить милитаристскую императорскую Японию довоенного периода и современную демократическую Японию и другие государства, кардинально расставшиеся с авторитарными системами управления. Напрашиваются такие выводы. Высокоразвитое государство возможно только при подлинно демократической системе власти, которая характеризуется сменяемостью властных группировок на основе реальных выборов, и существенный вывод о том, что нет народов не готовых к демократии, а есть авторитарные системы власти, лишающие население возможности воздействовать на систему власти.
Из этого ряда выделяется пример современного Китая, который при авторитарной системе власти сначала существовал в хаосе и насилии диктатуры Мао Дзэдуна, а теперь по объему производства выходит на второе место в мире среди экономически развитых государств. Этот пример лишь подтверждает вывод о том, что авторитарное государство лишь в исключительных случаях способно преодолеть эгоцентризм стремящейся к обогащению правящей группировки и вести общество к модернизации страны в целом.
Сделанные выводы можно подтвердить и обосновать на основе знания законов эволюции общественных систем.
Здесь необходимо представить некоторые положения, которые позволяют определять параметры и проблемы общественных систем и находить способы разрешения этих проблем.
Нетрудно установить, что для стабильного существования государства необходимы следующие условия. Материальное обеспечение потребностей сообщества с помощью эффективной экономики, воспроизводство населения и всех сопутствующих этому систем: медицины, воспитания и образования. Поскольку имеются в наличии разные факторы, благоприятные для сообщества или опасные для него, необходимо существование системы оперативного и эффективного научного познания указанных явлений. При этом должны совершенствоваться способы освоения благоприятных явлений и системы защиты от угрожающих факторов. Только на основе выполнения этих четырех условий возможно стабильное существование и развитие любого сообщества.
Выполнение этих условий обязательно для всех живых существ и их сообществ и воспринимаются человеком как четыре основных инстинкта: обеспечения материальными ресурсами, воспроизводства потомства, познания, сохранения жизни.
Если эти условия выполняются в полном объеме, то, например, сообщество живых существ устойчиво развивается. Если какие-то из этих условий не выполняются, то сообщество деградирует и может прекратить свое существование.
Для анализа форм существования живых объектов и сообществ также важно ввести такие понятия, как объект воспроизводства и сфера извлечения материальных ресурсов. Объект воспроизводства - это любой живой объект или сообщество, которому в обязательном порядке системой власти обеспечиваются условия воспроизводства. Сфера извлечения материальных ресурсов - это все множество объектов, которые являются источником материальных и иных ресурсов для объекта воспроизводства.
Например, при рабовладении рабы относятся к сфере эксплуатации - интенсивного извлечения материальных ресурсов при весьма ограниченном удовлетворении их прав на материальное обеспечение и обслуживание других потребностей. При этом сообщество рабов деградирует и существует на уровне выживания и восполняется в основном за счет добывания новых рабов.
Важным фактором для понимания процессов существования общества является форма общественных отношений - преобладающая идея этих отношений. В настоящее время существует большой набор разных типов общественных отношений. К ним относятся известные из истории развития общественных отношений первобытнообщинный строй, рабовладение, феодальный тип отношений, капиталистический и социальный.
Таким образом, если нас интересует метод определения проблем общества и способы решения этих проблем, то алгоритм решения этих вопросов сводится к следующему порядку действий.
Устанавливается форма или тип общественных отношений в обществе. Определяется степень выполнения четырех условий существования для всего общества в целом и его частей. Выясняются недостатки и достоинства данного вида существования общества. Определяются способы избавления от негативных явления в данном обществе.
При этом можно определить устройство идеального общества. В идеальном обществе всем членам сообщества без исключения и обществу в целом обеспечиваются на оптимальном уровне права и потребности в рамках указанных выше четырех обязательных условий.
Рассмотрим особенности существования сообществ с авторитарным и диктаторским способом управления. Такие сообщества отличаются тем, что ограниченное число людей из правящей группировки определяет способ управления и тип обеспечения потребностей членов сообщества и общества в целом. При этом властная группировка и часть общества, обслуживающая властную группировку, получает полноценное обеспечение всех потребностей, а остальная часть общества, ограниченная в правах управления обществом, получает недостаточное обеспечение своих потребностей. Это приводит к тому, что властная часть общества процветает и преумножается, а остальная часть общества деградирует. Эволюция такого сообщества сводится к ужесточению авторитарного характера власти. Что объясняется действием инстинкта сохранения жизни, согласно которому следует защищаться от угрожающих факторов и осваивать благоприятные факторы.
Приведем простой пример, поясняющий действие инстинкта сохранения жизни. Чиновник получает должность с высоким денежным содержанием и широкими полномочиями. Соответственно, этот чиновник стремится упрочить свое положение. Для этого он должен избавиться от вероятных конкурентов, и он будет стремиться расширить свои властные полномочия.
Именно в результате действия инстинкта сохранения жизни любая революция после победы приводит, образно говоря, к уничтожению «своих детей», то есть - к жесткой борьбе с конкурентами. Именно этот инстинкт становится основным фактором разрастания чиновничьих структур.
Рассмотренные выше факторы и свойства общественных систем позволяют анализировать состояние современной российской государственной властной системы и выявить причины ее существенных недостатков.
Согласно российской конституции значительная часть властных полномочий сосредоточена в руках человека, занимающего пост президента России. В результате эволюции авторитарной власти произошла дальнейшая концентрация власти в руках весьма ограниченного круга лиц. Как уже говорилось выше, чаще всего властная группировка авторитарной системы выбирает идею концентрации в своих руках значительных материальных богатств. Кроме того, была выбрана капиталистическая форма экономических отношений, при которых главным показателем эффективности любого рода деятельности является показатель получения максимальной прибыли. Даже присутствие конкуренции не избавляет капиталистическую форму производства от многих негативных факторов, так как задачи воспроизводства населения, охрана здоровья, наука, образования, проблемы безопасности населения не приносят прибыли. Но в авторитарном государстве конкуренция подавляется монополизмом силовых структур. Отсюда пороки капиталистической формы отношений преумножаются. Весьма интенсивно в такой системе власти развивается коррупция, то есть продажа на рынке властных полномочий.
Полумеры, позволяющие ослабить рост коррупции в авторитарных государствах. Это введение стандартов потребления для чиновников и служащих государственных структур. Усиление антикоррупционного контроля за законодательством. Расширение функций «электронного правительства», при котором преобладает «бесконтактное», электронное решение управленческих, административных вопросов. Развитие различных форм сотрудничества контролирующих организаций с населением: экономическое, антикоррупционное доносительство. Передача некоторых контролирующих функций подконтрольной правительству оппозиции. Расширение конфискационных мер наказания за экономические и коррупционные преступления без лишения свободы.
Все это не придаст российскому обществу должной динамики экономического и социального роста, которые характерны для развитых, успешных демократических стран. Будут развиваться застойные явления во всех областях общественной жизни.
Кардинальные изменения возможны лишь при переходе государства на путь демократической модернизации системы власти страны. При этом надо отдавать себе отчет в том, что сама авторитарная система не способна к подобной модернизации, поскольку основным препятствием на этом пути будет противодействие инстинкта сохранения жизни правящей структуры, которая, естественно, опасается преследования за совершенные антигосударственные преступления.
Начинать такую модернизацию следует с создания соответствующего общественного сознания, чтобы активная часть общества отчетливого понимала, в чем заключаются основные принципы демократического государственного управления. Это необходимо для того, чтобы невозможна была реставрация авторитарного стиля управления государством. К этому следует добавить широкую амнистию высшим государственным чиновникам и сросшимися с ними экономическим олигархам. В обмен на освобождение от уголовного преследования они должны взять на себя обязательство вернуть государству часть состояний, подконтрольных им и их семьям, и взять обязательство не занимать посты в государственных структурах и в крупных компаниях, подконтрольных государству.
Важно также ответить на вопрос: «Возможен ли китайский вариант в России, когда власть реально берет курс на эффективную модернизацию страны?» Здесь необходимо отметить, что новый курс развития в Китае стал возможен только после смерти Мао Дзэдуна. Мировоззрение Мао Дзэдуна было жестко диктаторским, отсюда происходили все методы властвования, которые наблюдались при нем в Китае. В его мировоззрении просто-напросто отсутствовали варианты эффективного развития экономики и приемлемые социальные программы. Только после смерти диктатора у власти появились люди с другим мировоззрением, которые были способны воспринять из опыта человечества модели эффективного управления экономикой и общественной жизнью.
Можно только гадать о том, есть ли в современной российской властной группировке люди, которые являются носителями модели создания в России современной экономики и формирования гражданского общества. Прояснить это может общественная полемика, в которой должны быть отчетливо выявлены все минусы политики разграбления государственных ресурсов и создания жесткой диктаторской системы власти и четко обозначен реальный путь формирования системы исполнительной власти, которая начнет реализовывать программу модернизации экономики и создания социально ориентированного государства.
В любом случае, важно избавляться от нынешних положений Конституции, в которых значительная часть властных полномочий сконцентрирована в руках человека, занимающего пост Президента страны. Для этого необходимо, во-первых, модернизировать систему избиркомов, которые должны формироваться из представителей участвующих в выборах партий с равными правами. Во-вторых, руководство прокуратуры должно, например, формироваться оппозиционными партиями или избираться на всеобщих выборах. В-третьих, должен быть обеспечен равный доступ к СМИ партий, как лидирующих на выборах, так и оппозиционных.
Для успешной борьбы с коррупцией полезно рассмотреть меры, предпринятые руководством Сингапура. Борьба с коррупцией основана на определенных принципах, которые так формулируются представителями власти Сингапура. Во-первых, меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет. Во-вторых, четко соблюдается принцип ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке. Общественное порицание - неотъемлемая часть процесса наказания. В-третьих, должна быть проведена четкая граница между государственными обязанностями и личными интересами. В-четвертых, необходимо укрепление главенства закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно. В-пятых, коррупция должна быть максимально исключена путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений. Как только общественность осознает, что не существует возможности влиять на правительственные решения путем дачи взяток, коррупции станет меньше. В-шестых, лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. Неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров. В-седьмых, необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. Использование семейных связей подрывает доверие к государственной службе, к ее эффективности и беспристрастности. Напротив, признание заслуг гарантирует, что на соответствующий пост будет назначен квалифицированный специалист. В-восьмых, основное правило - соблюдать принцип неподкупности и увольнять запятнавших свою репутацию чиновников. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т.к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества. В-девятых, государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т.д.). В-десятых, необходимо создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции. В-одиннадцатых, нужно минимизировать количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции. В-двенадцатых, необходимо использовать законы таким образом, чтобы распространить их действие на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.
Можно представить два варианта модернизации системы власти в России, которые необходимы в том числе и для борьбы с коррупцией: мягкий (более длительный) путь перестройки властной системы и жесткий путь модернизации системы власти. Оба варианта начинаются с общественной дискуссии о негативных и губительных для любого государства свойствах присущих авторитарным системам власти.
Длительный путь перестройки системы власти.
1. Проведение общественной дискуссии, разъясняющей негативные свойства авторитарной власти и меры, необходимые для модернизации системы власти.
2. Передача оппозиционным партиям в Государственной Думе прав формирования руководства прокуратуры и органа, принимающего меры по борьбе с коррупцией.
3. Изменение принципов формирования избирательных комитетов, проводящих выборы, которые должны формироваться из представителей участвующих в выборах партий, с предоставлением им равных прав.
4. Создание средств массовой информации, управляемых представителями оппозиции с равных финансированием из бюджеты.
Ускоренный путь модернизации системы власти.
1. Проведение общественной дискуссии, разъясняющей негативные свойства авторитарной власти и меры, необходимые для модернизации системы власти.
2. Разработка и принятие закона об амнистии представителей нынешней системы власти, согласно которому чиновники освобождаются от уголовной ответственности за принятые ими действия с условием возврата в бюджет части подконтрольных им финансовых средств и принятии обязательства не участвовать в дальнейшем в политической жизни государства.
3. Передача оппозиционным партиям в Государственной Думе прав формирования руководства прокуратуры и органа, принимающего меры по борьбе с коррупцией.
4. Изменение принципов формирования избирательных комитетов, проводящих выборы, которые должны формироваться из представителей участвующих выборах партий, с предоставлением им равных прав.
5. Создание средств массовой информации, управляемых представителями оппозиции с равных финансированием из бюджеты.
6. Проведение досрочных выборов в высшие представительные органы власти.
Это обязательные начальные шаги на пути модернизации в России системы власти и экономики. Но, следует еще раз повторить, что всему этому должна предшествовать и сопутствовать модернизация общественного сознания активной части общества. Общество должно усвоить понимание того, в чем заключаются губительные для России недостатки авторитарных, диктаторских систем государственной власти и что спасительным является только путь создания в стране подлинно демократической, представляющей интересы всех слоев населения системы власти, полностью открытой и подконтрольной обществу и закону.



Сделать бесплатный сайт с uCoz